Факты
- Транспортная стратегия РФ предусматривает расширение использования сжиженного природного газа вместо дизеля и бензина.
- Тенденция отказа от дизельного топлива в пользу альтернативных видов топлива, ведущим из которых является СПГ, усиливается на железнодорожном транспорте, являясь актуальной для повышения эффективности маневровой и маневрово-вывозной работы.
Преимущества применения ГТД в составе маневровых тепловозов
- работа на сжиженном природном газе, жидком топливе, а также в двухтопливном режиме;
- надежный запуск в любых климатических условиях;
- эффективная работа в широком диапазоне мощностей;
- низкие малогабаритные характеристики;
- низкие эксплуатационные затраты;
- высокие экологические характеристики.
Установка силовая с ГТД для газотурбовоза РЖД
Установка силовая с ГТД, работающая на сжиженном природном газе ГОСТ Р 56021, ГОСТ 27577, предназначена для питания тяговых электродвигателей на маневровом локомотиве ГТЭМ1 для работы локомотива на путях железных дорог общего назначения и железнодорожных путях промышленных предприятий.
Технические характеристики:
- Номинальная мощность на клеммах генератора
- 800 кВт
- Номинальная частота вращения выходного вала
- 1 500 об/мин
- Напряжение
- 210 - 400 В
- Частота напряжения
- 100 Гц
- Расход природном газа на номинальной мощности
- 235 кг/ч
- Pecypc до капитального ремонта
- 25 000 час
- Назначенный pecypc
- 75 000 час
Альтернативные источники энергии
К 2030 году РЖД совместно с Газпромом поставили задачу замещения до 30% расходуемого локомотивами дизельного топлива природным газом. Способна работать как автономная ТЭЦ, обеспечивая потребителя электроэнергией и теплом. За последние 30 лет из-за старения техники трудоёмкость обслуживания тепловозов (в т.ч. маневровых) с дизельным двигателем увеличилась на 30 – 50%. Недостатком как дизеля, так и газопоршневого двигателя в отличие от ГТД является громоздкая система охлаждения, что не даёт возможности разместить достаточную криогенную ёмкость с сжиженным природным газом (СПГ), наличие кривошипно-шатунной группы требует частых ремонтов двигателя. Из-за проблем с запуском (особенно при низких температурах) дизеля, газопоршневого двигателя за смену маневровый тепловоз должен работать на холостом ходу до 80% рабочего времени и не заглушается в течение всей смены. В противовес этому надёжность газотурбинных двигателей позволяет довести их наработку до 30 тыс. часов без разборки двигателя. Трудоёмкость обслуживания и эксплуатации сводится к заправке топливом и диагностированию, т.к. ГТД не подлежат ремонту в условиях депо.
Применение ГТД снизит эксплуатационные расходы РЖД в 1,8 раза. Экономический эффект составит до 4 млн. рублей в год для одного тепловоза.